Сопвич "Триплан"
Плохой обзор вперед и вверх из кабины биплана был серьезной проблемой для пилотов. Ситуация усугубилась в 1916 году, когда распространение получили такие тактические приемы, как заход из мертвой зоны или со стороны солнца. Проблему пытались решать по-разному: опуская вниз верхнее крыло или делая в нем прорези. Уменьшить хорду крыла не представлялось возможным, так как это вело к уменьшению его подъемной силы. Нельзя было и поднять крыло вверх, так как это снижало запас прочности всей конструкции. Но Герберт Смит отважился пойти сразу по обоим запретным путям.
Он заузил крыло и поднял его вверх. Чтобы скомпенсировать падение подъемной силы, он добавил третье крыло, расположив его на уровне верхней стороны фюзеляжа. Самолет получился очень быстро, так как в его конструкции использовался стандартный фюзеляж от "Папа". 28 мая 1916 года летчик-испытатель Гарри Хокер поднял самолет в воздух. На машине стоял двигатель "Клерже 9Z" мощностью 80 кВт. Хокер высоко оценил летные качества самолета, отметив, прежде всего, его маневренность. 26 августа облетали второй прототип, оснащенный мотором "Клерже 9В" мощностью 95 кВт. Самолет показал еще лучшие характеристики. Адмиралтейство заказало 500 машин для морской авиации.
В сентябре 1916 года начался серийный выпуск самолета. Самолету дали банальное название: "Сопвич Триплан", тем более он оказался единственным трипланом, выпускавшимся данной фирмой. В конце 1916 года трипланы появились в боевых частях. Самолеты данного типа выпускались как самой фирмой "Сопвич Эйвиейшн Ко" в Кингстоне, так и по лицензии фирмами "Клейтон & Шаттлуорт" в Линкольне и "Оукли & Ко" в Илфорде. Выпустили всего 150 машин вместе с прототипами и пробными экземплярами.
Последних было два: № 509 и № 510. На этих самолетах испытывались рядные двигатели "Испано-Сюиза". Самолеты "Сопвич Триплан" состояли на вооружении только шести эскадрилий морской авиации. На вооружении они оставались только до середины 1917 года, уступив место новым "Кемелам". Но за этот короткий срок летчики смогли добиться неплохих результатов. Например, звено "В" 10-й эскадрильи морской авиации в составе пяти канадских пилотов во главе с Раймондом Коллишоу в течение 4 месяцев сбило 87 германских самолетов, в том числе сам Коллишоу - 16. Его "Триплан" с выкрашенным черной краской капотом одним своим появлением вызывал панику у немецких летчиков. На "Трипланах" много побед одержали и другие пилоты: Р.А. Литтл, Р.С. Даллас, Р.Дж. Компстон, К.Д. Букер и др. Самолет получился хороший: быстрый и необычайно маневренный.
"Сопвич Триплан" представлял собой одноместный одномоторный триплан деревянной конструкции. Фюзеляж аналогичен фюзеляжу "Папа", но капот двигателя, два передних шпангоута и аэродинамический переход от капота к фюзеляжу выполнены из алюминиевого листа. Хвостовое оперение как у "Папа", позднее его немного уменьшили. Крылья двухлонжеронные, деревянные, возвышение 2о30', хорда 0,99 м, обшивка матерчатая. Элероны на всех крыльях. Привод элеронов и рулей в виде тяг. Двигатель - ротационный, тип "Клерже 9Z" мощностью 81 кВт или "Клерже 9В" мощностью 95 кВт. Вооружение - один 7,7-мм пулемет "Виккерс" с боекомплектом 500 выстрелов. Синхронизатор типа Скаф-Дыбовски. Шесть самолетов данного типа вооружили двумя пулеметами.
Тактико-технические данные
Сухая масса 449 кг
Взлетная масса 700 кг
Размах крыла 8,08 м
Длина 5,74 м
Высота 3,20 м
Площадь крыла 21,45 м2
Расстояние между крыльями 0,91 м
Смещение крыльев 0,457 м
Макс. скорость у земли 188 км/ч
Макс. скорость на 4500 м 158 км/ч
Время набора 2000 м 6 мин 40 сек
Потолок 6200 м
Время полета 2,75 ч