Истребитель «Шиден» («Лиловая молния») начал разрабатываться проектной группой фирмы «Каваниши» в 1941 году как вариант оказавшегося очень удачным истребителя N1K1 «Кефу». Первый из пяти прототипов поднялся в воздух в декабре 1942 года, за этим последовал довольно долгий период испытательных программ, после чего была построена серия из 998 самолетов N1K1-J в трех вариантах, отличавшихся различным вооружением. Истребитель N1K1-J был очень ненадежен в эксплуатации и труден в обслуживании из-за усложненного шасси и капризного двигателя, уже в середине 1943 года было принято решение о разработке его значительно улучшенного варианта, обозначенного N1 K2-J «Шиден-КАИ» (КАИ - модернизированный). Основной целью работ являлось упрощение конструкции машины. В соответствии с этим количество деталей крыла уменьшили, а в конструкции фюзеляжа использовали панельные элементы обшивки. Стойки шасси укоротили путем применения схемы низкоплана и ликвидировали механизм их двойной уборки. Аэродинамику самолета несколько улучшили за счет изменения формы капота и хвостового оперения. Вооружение выполнили по образцу N1 К1 -Jb. К сожалению, двигатель «Хомаре» 21 заменить не удалось, и в дальнейшем он оставался главным источником неприятностей для пилотов и механиков. В результате описанных доработок вес пустого истребителя понизился на 240 кг, что положительно сказалось на летных характеристиках машины. Первый полет опытного образца N1K2-J, изготовленного на заводе в Наруо, состоялся 31 декабря 1943 года, а уже в марте следующего года было решено начать серийное производство самолета, не дожидаясь окончания его государственных испытаний. К июню 1944 года завод построил еще семь опытных машин, а затем сборочную линию предприятия начали покидать серийные «Сидены-КАИ», носившие также обозначение «морской истребитель-перехватчик модель 21». Самолет N1K проявил себя достаточно эффективным истребителем, хотя и комплектовался не очень надежным двигателем. Всего заводы в Нарую и Химейе построили около 1000 самолетов N1K1-J разных версий. |
| N1K1-J | N1K2-J |
---|
Экипаж, чел | 1 | 1 | Размеры. |
---|
Размах крыла, м | 12 | 11,99 | Площадь крыла, м2 | 23,5 | 23,48 | Длина самолета, м | 8,88 | 9,34 | Двигатель. |
---|
18-цилинлровый радиальный NK9H Homare-21, Nakajima, л.с. | 1820 | 1820 | Массы и нагрузки, кг: |
---|
Пустого самолета | 2897 | 2657 | Максимальная взлетная | 3900 | 4000 | Летные данные. |
---|
Скорость, км/ч | максимальная | 580 | 594 | на высоте, м | 5900 | 5600 | время набора высоты 6000м, мин | 7,8 | 7,35 | Практический потолок, м | 12500 | 10760 | Дальность полета, км | 1400 | 1700 | Вооружение |
---|
Две 20-мм крыльевых пушки и два 7,92-мм пулемета; бомб на внешней подвеске, кг | 500 | 500 |
|
|