Me-309
Командование Люфтваффе неоднократно обращалось к фирме «Мессершмитт» с просьбами увеличить скорость и радиус действия истребителя Bf 109, а также усилить его вооружение. Проводя работы по последовательному совершенствованию Bf 109, шеф фирмы Вилли Мессершмитт в 1940 г. принял решение разработать новый истребитель с использованием новейших достижений самолетостроения, включая полностью убираемое трехстоечное шасси, гермокабину и радиатор переменной площади сечения.
Новый самолет, которому было присвоено обозначение Me 309, действительно, мог стать очень неплохим истребителем. Он представлял собой одномоторный цельнометаллический низкоплан с новым для того времени шасси с носовой стойкой. С учетом нареканий летчиков на недостаточную устойчивость Bf 109 при рулежке, обусловленную малой колеей шасси, Me 309 имел шасси с увеличенной примерно в полтора раза колеей. Основные стойки шасси убирались в полете в направлении к фюзеляжу, а носовая стойка убиралась назад в фюзеляж с поворотом на 90°.
Расположенная в средней части фюзеляжа герметичная кабина пилота была закрыта фонарем характерной каплеобразной формы, обеспечивающим хороший обзор во все стороны.
На самолете был установлен весьма мощный 12-цилиндровый двигатель DB 603А-1 (1750 л. с.), который в сочетании с трехлопастным винтом изменяемого в полете шага должен был обеспечивать максимальную скорость полета 740 км/ч. Система охлаждения двигателя имела регулируемый в полете воздухозаборник с небольшим лобовым сопротивлением.
В максимальной степени были учтены и пожелания Люфтваффе относительно вооружения самолета. На нем были установлены четыре 13-мм пулемета MG 131, две 30-мм пушки МК 108 и одна 30-мм пушка МК 103. Пушки МК 103 и МК 108 были разработаны фирмой «Рестиметалл-Борзиг» специально для борьбы с сильнобронированными самолетами. Пушка МК 108 весила примерно в полтора раза больше, чем MG 151 /20, однако вес ее снаряда в три раза превышал вес снаряда MG 151/20, так что трех-четырех попаданий оказывалось достаточно для вывода из строя четырехмоторного бомбардировщика.
Недостатком пушки была невысокая начальная скорость снаряда — всего 500 м/с, что делало ее непригодной для борьбы с наземными целями. Этот недостаток был устранен в пушке МК 103.
Начальная скорость снаряда этой пушки была доведена до 860 м/с. Такое вооружение устанавливалось далеко не на всех двухмоторных истребителях!
Здесь необходимо отметить, что разработка Me 309 велась без особенной спешки. Во-первых, оказалось, что конструкция Bf 109 обладает значительным резервом для совершенствования и что посредством относительно несложной модернизации Bf 109 можно все время поддерживать на уровне постоянно возрастающих требований. Во-вторых, в один день с полетом первого опытного образца Me 309 VI состоялся третий, и на этот раз успешный, полет реактивного истребителя Me 262 V3. В этой связи ни фирма «Мессершмитт», ни командование Люфтваффе не были всерьез заинтересованы в создании нового истребителя с поршневым двигателем, требующего весьма значительного объема работ по доводке и организации серийного производства.
Так что, когда в июле 1943 г. фирма «Мессершмитт» изготовила последний из заказанных четырех опытных образцов Me 309. дальнейшие заказы не последовали.
|