Бристоль М1.С
Работы над самолетом начались еще в 1910 году. Тогда самолет носил обозначение "Бристоль 20" (код M1.С появился с началом серийного производства). Летными качествами и скоростью он значительно превосходил распространенные "Ньюпоры", но на вооружение английской армии принят не был. Причины отказа точно не известны, скорее всего обычная глупость старых генералов или чьи-то интриги. К самолету предъявлялись разные надуманные, а то и вовсе абсурдные претензии, имевшие целью просто погубить перспективный проект. Схема верхнеплана тогда уже была хорошо известна и использовалась на самолете "Моран-Солнье". Но "Бристоль М1.С" выгодно отличался от аналогов низкой массой, хорошей маневренностью и высокой скоростью. Обзор из кабины был отличный. Конструктору самолета Фрэнку Барнуэллу пришлось "попридержать" самолет, поскольку перед войной приоритет имели бипланы. Лишь появление немецких "Фоккеров", сметавших с неба все, что летало, дало самолету шанс. "Бристоль М1.С" облетали в июле 1915 года, но прошел еще год, прежде чем поступил первый заказ на 125 машин. Из них только 35 попали в боевые части и то на второстепенных фронтах в Палестине, Македонии и Месопотамии. Остальные самолеты были тут же отправлены на склады. Тем не менее, английские пилоты, летавшие на "Бристолях М1.С", сумели настрелять множество немецких и турецких "Альбатросов". Несколько машин продали в Чили, где их активно применяли в местных военных конфликтах. Самолеты этого типа совершили перелет через Анды (12 декабря 1918 года).
Самолет "Бристоль М1.С" представлял собой одноместный верхнеплан цельнодеревянной конструкции. Фюзеляж образовывал каркас, профилированный так, что в сечении имел окружность. Обшивка передней части фюзеляжа - алюминиевый лист, остального фюзеляжа - материя. Крыло с возвышением, двухлонжеронное, тонкого профиля. Передняя кромка эллиптическая, задняя прямая. Обшивка матерчатая. Хвостовое оперение из стальных трубок, обшитых материей. Обтекаемость фюзеляжа обеспечивал массивный кок винта. Двигатель ротационный "Ле-Рон 9J" мощностью 80 кВт. Винт деревянный, двухлопастный. Вооружение - один неподвижный пулемет "Виккерс" калибра 7,7 мм, установленный на фюзеляже перед кабиной пилота по левому борту. Пулемет стрелял через диск винта с помощью синхронизатора системы Константинеску.
Тактико-технические данные самолета «Бристоль М1С»
Сухая масса 409 кг
Взлетная масса 612 кг
Размах крыла 9,38 м
Длина 6,24 м
Высота 2,68 м
Площадь крыла 13,5 м2
Макс. скорость у земли 209 км/ч
Макс. скорость на 1525 м 204 км/ч
Макс. скорость на 4500 м 167 км/ч
Посадочная скорость 80 км/ч
Потолок 6400 м
Пробег 100 м
Время набора 2000 м 5 мин 30 сек
Время набора 4500 м 19 мин 50 сек
Время набора 6100 м 41 мин 35 сек