Главным направлением в развитии несущего винта является, конечно, вертолетостроение, где винты осуществляют и создание подъемной силы и силы для горизонтального полета, и функции управления. Основные достоинства вертолета - вертикальный взлет и посадка. Для вертолета не нужна взлетная полоса, которая для современных самолетов достигает 3-4 км, он может висеть и над водной поверхностью. Однако в развитии вертолетов много ограничений. 1. Классический вертолет не может развивать скорость более 350 км/ч. Это связано с тем, что в горизонтальном полете лопасти несущего винта, находящиеся в момент вращения с одного борта, имеют большую скорость обтекания, в то время как с противоположного - маленькую, которая при скоростях полета более 300 км/ч может стать отрицательной, то есть лопасть обтекается с хвостовой части. Появляется момент, который может опрокинуть вертолет.
2. Лопасть вертолета представляет собой гибкую конструкцию, и это видно (рис. 1) тогда, когда на стоянке лопасти свисают почти касаясь корпуса - стояночный свес, который тем больше, чем больше длина лопасти. Лопасть длиной более 20 м становится настолько тяжелой, что вертолет как грузоподъемное устройство становится просто невыгодным. Теоретически предел грузоподъемности около 35 т, а практически это вертолет МИ-26, который поднимает 25 т.
Если у кого-то возникнет вопрос, почему нигде в мире нет серийных вертолетов грузоподъемностью более 25 т, не верьте, что это никому не нужно. Ведь есть же самолеты грузоподъемностью и в 250 т, но самолет доставит этот груз лишь туда, где есть соответствующий аэродром. А дальше, а туда, где горы, где вечная мерзлота, болота или очень ранимая тундра, где как раз и очень пригодились бы собранные на "материке" конструкции? Даже простейшие газоперекачивающие станции имеют вес более 100 т и перевозятся на Север в собранном состоянии. А конструкции, которые сооружаются на шельфах? Думаю, не стоит перечислять дальше.
3. Ограничение по удельной нагрузке - каждый квадратный метр площади круга, ометаемого винтом, несет вес не более 30 кг. При большей удельной нагрузке поток от винта будет так силен, что не позволит производить работы под несущим винтом.
4. Еще одним ограничением считают передачу большой мощности через один вал, а точнее, через редуктор от двигателя к несущему винту. Считается, что предел возможной передачи мощности через коническую пару шестерен редуктора равен 8000 лошадиных сил (л.с.), а таких пар в редукторе от вала одного двигателя может быть две, значит, мы не можем создать одновинтовой вертолет, имеющий два двигателя мощностью более 32 000 л.с.
Если мы находимся в области нескольких ограничений, это не значит, что мысль об увеличении скорости, грузоподъемности, области применения, может остановиться.
БОРЬБА ЗА СКОРОСТЬ
ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ
На протяжении последних 30-40 лет, то есть с момента, когда стало ясно, что вертолет утвердился как достаточно надежное транспортное средство, идут интенсивные работы по созданию летательных аппаратов (ЛА), объединяющих качества самолета и вертолета.